Крылатый космос-Winged space
17 марта, 2020
Национальное космическое агентство проводит подготовку специалистов для РККА Роскосмос в целях их привлечения в качестве космонавтов для осуществления полета в космос по различным программам. При этом основная подготовка будет проводиться при Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина в Звездном.
Основные пилотируемые программы:
— Союз
— МКС
Подготовка в ЦПК
Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35)
Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный к тому времени опыт ракетно-космической и авиационной техники и по своей конструкции и характеристикам значительно превосходящий все ранее созданные в нашей стране КК. В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран»: в его состав входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей.
При начальной массе орбитального корабля в космосе около 105 т «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 т полезного груза.
Особое качество «Бурана» — способность возвращать с орбиты на Землю до 20 т при посадочной массе 82 т. Для размещения груза на корабле был предусмотрен большой отсек полезного груза (ОПГ) диаметром 4.7 м, длиной 18.3 м и общим объемом около 350 м3.
Общая длина «Бурана» — 36.4 м, высота на стоянке — 16.5 м, диаметр окружности, описываемой вокруг поперечного контура фюзеляжа, — 5.6 м, размах крыла — 24 м.
Планируемая численность экипажа (2-4 человека) может увеличиваться до 10 человек за счет космонавтов-исследователей.
Максимальная длительность полета до 30 суток.
Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальной теплозащитой, так как при спуске и торможении в атмосфере максимальная температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигала 1500-1600°С, на наветренной поверхности фюзеляжа — до 1300°С, на подветренной — до 700°С. В зависимости от места установки использовалось покрытие двух типов: в виде плиток разной толщины на основе супертонкого волокна окиси кремния (рабочие температуры до 1250°С) и гибких элементов высокотемпературных органических волокон(рабочие температуры до 370°С). Для самых нагреваемых участков корпуса — кромки крыла и носового кока — использовался материал на основе углерода (рабочие температуры 1250-1650°С), прикрепляемый к конструкции ниобиевыми стержнями.
Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите обеспечиваются значительным запасом топлива (7.5 т), который можно увеличить до 14 т, установив дополнительные топливные баки.
Одной из самых сложных систем «Бурана» является его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем — синтине. С помощью ОДУ выполняются все динамические операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска ОК в атмосфере.
1. носовой кок из углерод-углеродного композиционного материала;2. двигатели управления в носовом блоке объединенной двигательной установки;3. иллюминаторы передние;4. кресло пилота;5. кресло бортинженера;
6. кресло командира корабля; 7. кресло специалиста полета; 8. пульт управления бортовым манипулятором; 9. верхние иллюминаторы контроля стыковки; 10. иллюминатор задний; 11. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в транспортном (взлетно-посадочном) положении; 12. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в рабочем положении; 13. стыковочный модуль; 14. радиатор системы терморегулирования (угол открытия 35° для первых двух створок); 15. антенна системы стыковки; 16. корневой узел («плечевой сустав») бортового манипулятора (по левому борту); 17. панели радиатора системы терморегулирования (фиксированные на двух задних створках люка грузового отсека); 18. локтевой ложемент бортового манипулятора (по правому борту); 19. бортовой манипулятор в рабочем положении; 20. ТРД АЛ-31 в мотогондоле (в первоначальном варианте «Бурана» и на самолете-аналоге БТС-02); |
1. верхняя остронаправленная антенна в рабочем положении;2. двухсекционный руль направления/воздушный тормоз;3. парашютный контейнер;4. базовый блок ОДУ;5. вспомогательная силовая установка;
6. хвостовой блок ОДУ; 7. ТРД АЛ-31Ф в мотогондоле (применялись на самолете-аналоге БТС-02); 8. маршевый двигатель; 9. балансировочный щиток; 10. открытые композиционные створки ОПГ в орбитальной конфигурации; 11. элевоны; 12. секции передней кромки крыла из «углерод-углеродного» материала; 13. нервюры крыла, образованные полыми титановыми стержнями; 14. основная стойка шасси; 15. крышка люка; 16. входной люк; 17. носовая стойка шасси; 18. буфет; 19. приборный отсек в бытовом отсеке; 20. спальные места |
Общие параметры долговременной орбитальной станции (ДОС): масса — 18.6 т, длина — 13.6 м, максимальный диаметр – 15 м, общий герметичный объем — 82 м3.
ДОС состояла из трех отсеков: двух герметичных — переходного (ПхО) и рабочего (РО) и негерметичного агрегатного отсека (АО).
ПхО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, переходящей в коническую проставку, соединяющуюся с РО. Общая длина ПхО со стыковочным узлом — 3 м, герметичный объем ПхО — 8.1 м3. Внутри ПхО были установлены аппаратура и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа.
На боковой поверхности ПхО размещался люк диаметром 80 см для выхода космонавта в открытый космос. Снаружи отсека располагались две жестко закрепленные панели солнечных батарей, заимствованные с корабля 7К-ОК, антенны системы сближения и стыковки «Игла», солнечные и ионные датчики системы ориентации, агрегаты системы терморегулирования, баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО. В специальной сферической нише был установлен ультрафиолетовый телескоп «Орион» (разработчик — Бюраканская астрофизическая обсерватория).
На внешнем торце ПхО размещался пассивный агрегат стыковки (типа «конус») с внутренним люком-лазом для перехода экипажа из транспортного корабля 7К-Т в орбитальную станцию. Другим торцом ПхО жестко соединялся с РО. Проход из ПхО в РО осуществлялся через гермолюк диаметром 80 см с автоматическим и ручным приводами.
Рабочий отсек (РО) — основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, — конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра — 4.15 м, длина — 2.7 м (до стыка с АО). Торцевые поверхности РО образованы сферическими оболочками. Общая длина РО — 7.7 м, герметичный объем — 74 м3.
В зоне малого диаметра РО у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией (для двух космонавтов) с пультами и бортовой вычислительной машиной (БВМ). Система ориентации и управления движением станции была заимствована с корабля 7К-ОК.
В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы.
В зону большого диаметра РО сбоку «вклинивался» негерметичный отсек научной аппаратуры (ОНА) в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 (разработчик Крымская астрофизическая обсерватория) и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой, в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К, визир с 60-кратным увеличением ОД-4, фотоэмульсионная камера ФЭК-7А и другая аппаратура. Для фотографирования поверхности Земли использовались фотоаппараты АФА-41/20 и АФА-М-31. Для медицинских исследований применялась аппаратура и устройства: «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Пальма-2М», «Импульс», «Вертикаль-М», «Плотность», «Радуга», «Кресло». Общая масса научного оборудования составляла 1.5 т.
В зоне большого диаметра РО также находились спальные места космонавтов, тренажеры для физических тренировок («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасами продуктов питания, емкости с водой. В торце отсека находился туалет, или «ассенизационно-санитарное устройство» (АСУ). В боковых панелях и панелях пола и потолка РО размещались приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, радиосвязи, траекторных измерений и командной радиолинии. На внешней поверхности РО были установлены радиаторы системы терморегулирования, а также антенны систем: радиосвязи «Заря», телеметрии РТС-9, радиоконтроля орбиты «Рубин» и командной радиолинии ДРС (все эти системы были заимствованы с корабля 7К-ОК).
К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек. АО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть АО представляла собой корпус АО корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая тормозная двигательная установка КТДУ-66 (КБ Химмаш). Эта КТДУ была создана на базе КТДУ-35 корабля 7К-ОК. В состав КТДУ-66 входили основной однокамерный двигатель тягой 417 кгс и резервный двухкамерный двигатель тягой 411 кгс с рулевыми соплами, а также баки с удвоенным (по сравнению с КТДУ-35) запасом топлива.
В АО на большом и малом цилиндре размещались 32 двигателя ориентации (ДО) тягой по 10 кгс (НИИ Машиностроения, г. Нижняя Салда Свердловской области). ДО образовывали два независимых комплекта: основной и резервный. В каждом комплекте имелось по 16 ЖРД: 6 — по тангажу, 6 — по рысканью и 4 — по крену. Топливные баки для этих двигателей и баллоны с газом наддува баков размещались в большом диаметре АО. На внешней поверхности цилиндрической части АО малого диаметра крепились две панели солнечных батарей, таких жекак на ПхО.
Система электропитания (СЭП) станции мощностью 2 кВт состояла из двух систем — СЭП-1 и СЭП-2. СЭП-1 работала непрерывно и обеспечивала электроэнергией бортовые системы станции. В нее входили обе пары солнечных батарей, которые подзаряжали две буферные аккумуляторные батареи (АБ). СЭП-2 работала периодически и включалась вручную экипажем. От этой системы электроэнергия поступала только на научное оборудование. В нее входила одна буферная АБ, для заряда которой космонавты периодически подключали к ней часть солнечных батарей. В СЭП использовались стабилизаторы напряжения на 28 В.
ДОС выводилась на околоземную орбиту с помощью трехступенчатой РН «Протон» (УР-500К). При этом под головным обтекателем находился лишь ПхО; оптические приборы и иллюминаторы, располагавшиеся на РО станции, закрывались двумя отдельными обтекателями и крышками.
1. транспортный корабль 7К-Т;2. антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»;3. телескоп «Орион»;4. установка для регенерации воздуха;5. фотоаппарат;
6. спальное место; |
7. двигатели системы ориентации;8. топливные баки;9. панель солнечных батарей;10. отсек научной аппаратуры (ОНА);11. центральный пост управления;
12. баллоны системы наддува |
Эксплуатация первой ДОС «Салют» выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому, начиная с ДОС-3, конструкция станции была доработана и усовершенствована. По новому варианту проекта изготовили две станции, ДОС-3 и ДОС-4 (№ 123 и № 124).
Одним из главных недостатков двух первых ДОС являлось то, что солнечные батареи были жестко закреплены на корпусе. Для ориентации их на Солнце необходимо было разворачивать всю станцию с последующей ее закруткой — только так достигалось максимальное освещение солнечных батарей на солнечной стороне витка. Но чтобы теперь навести телескоп на небесный источник или направить на Землю фотоаппарат, нужно было разворачивать станцию в другую сторону! Это приводило к значительному расходу топлива и, как следствие, к сокращению общего времени работы станции на орбите. Кроме того, такой режим ограничивал проведение научных исследований.
На станциях ДОС-3 и ДОС-4 были установлены новые солнечные батареи, созданные в филиале ЦКБМ (ныне КБ «Салют») для корабля ТКС. Три панели солнечных батарей располагались на малом диаметре рабочего отсека (РО) орбитальной станции. Каждая из панелей могла поворачиваться вокруг своей продольной оси и автоматически отслеживать Солнце. Новые солнечные батареи имели суммарную площадь 60 м2 и вырабатывали мощность 4 кВт (у двух первых ДОС соответственно 42 м2 и 2 кВт).
Кроме того, на усовершенствованных станциях ДОС-3 и ДОС-4 впервые были установлены «сверхэкономичная» система ориентации «Каскад» и экспериментальная система навигации «Дельта», в систему терморегулирования был введен экспериментальный контур с тепловыми трубами, а также была доработана двигательная установка. На этих станциях предполагалось отработать систему обеспечения экипажей водой по замкнутому циклу. Для этого была создана система регенерации воды из конденсата СРВ-К, с помощью которой вода, выделяемая космонавтами с дыханием и потом, собиралась, очищалась и становилась пригодной для питья.
ДОС-3 и ДОС-4 несколько отличались от предшественниц составом научной аппаратуры. В ПхО не устанавливался телескоп «Орион», но были введены новые приборы: спектрометр КДС-3, рентгеновский телескоп РТ-4, рентгеновский спектрометр «филин-2», комплект солнечных спектрометров КСС-2, спектрометр СИЛЯ-4, а также аппаратура «Рябина», «Спектр», ММК-1, «Эмиссия» и фотоаппаратура КАТЭ-500, КАТЭ-140 и БА-ЗК. Общая масса научного оборудования была около 2 т.
Усовершенствованные станции ДОС могли эксплуатироваться в пилотируемом режиме экипажами из двух космонавтов в течение 180 суток — вдвое дольше, чем ДОС-1 и ДОС-2 с ресурсом 90 суток. Таким образом, на каждую станцию можно было отправить как минимум по три экспедиции длительностью до двух месяцев.
Новая долговременная орбитальная станция второго поколения ДОС-5 №125 «Салют-6» (масса — 19830 кг, длина — 13.5 м, максимальный диаметр — 4.15 м) напоминала свою предшественницу ДОС-4 («Салют-4»), но имела и существенные конструктивные особенности. Прежде всего, она включала два стыковочных узла, люк для выхода в открытый космос двух космонавтов, объединенную двигательную установку (ОДУ) с общей для всех видов двигателей системой топливных баков и с возможностью дозаправки в ходе полета.
ДОС-5 состояла из трех герметичных цилиндрических отсеков: переходного (ПхО), рабочего (РО) и промежуточной камеры (ПрК) общим объемом около 86.5 м3, а также двух негерметичных: отсека научной аппаратуры и агрегатного.
Самый маленький — переходный отсек (длина около 3 м, диаметр -2 м) являлся как бы «тамбуром» между станцией и транспортным кораблем. На его переднем конце был расположен пассивный стыковочный узел (СУ) с люком диаметром 60 см. На боковой поверхности отсека находился специальный люк для выхода двух космонавтов в открытый космос. Здесь же хранились скафандры «Орлан-Д» и оборудование для работы за бортом станции, а также находился пульт управления процессом шлюзования при выходе в открытый космос. Снаружи на ПхО были установлены антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла», антенны телеметрических систем, маяки и мишень для стыковки, ионные датчики системы ориентации и стабилизации, солнечные и микрометеоритные датчики, агрегаты терморегулирования, баллоны сжатого воздуха и элементы фиксации космонавтов и оборудования, а также телекамера для наблюдения за процессом стыковки. Через герметичный люк ПхО сообщался с рабочим отсеком, РО состоял из двух цилиндрических зон (малого — 2.9 м и большого — 4.15 м диаметра), соединенных коническим переходником. Общая длина РО составляла 9.1 м.
Снаружи на малом цилиндре находились три панели складывающихся солнечных батарей (СБ) размахом 16.5 м (площадью по 20 м2 и суммарной мощностью 4 кВт), автоматически отслеживающих Солнце, датчики Солнца, а также панели системы терморегулирования.
Внутри рабочего отсека в малом диаметре был расположен главный пульт управления станцией (пост № 1) с двумя креслами. Отсюда велись переговоры с Землей, проводились телевизионные репортажи. Здесь можно было узнать о состоянии всех бортовых систем, выдать управляющие команды. В автоматическом режиме управление станцией осуществляла бортовая электронно-вычислительная машина «Салют-5», расположенная в этом отсеке.
Внутри рабочего отсека большого диаметра значительное место занимал конус отсека научной аппаратуры, который как бы «вклинивался» в рабочую зону. В нем находился большой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М массой 650 кг с полутораметровым зеркалом. Пульт управления им (пост № 3) располагался на поверхности конуса. Для съемок Земли в шести зонах спектра предназначался многозональный фотоаппарат МКФ-6М производства ГДР (масса 170 кг, разрешение 20 м) с постом управления № 4. Для технологических экспериментов использовались плавильные печи «Сплав» (доставлена на борт «Прогрессом-1») и «Кристалл». (Научная аппаратура располагалась и в других местах станции — общая ее масса составляла около 1.5 т.)
В РО были установлены также системы жизнеобеспечения. Здесь находилась космическая кухня: откидной стол с подогревателями пищи, буфет с ежедневным рационом питания, краны с горячей и холодной водой. Вода на кухню поступала из системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги. На левом борту, в шкафу, было размещено оборудование для медицинских исследований, включающее в себя многофункциональную аппаратуру «Полином-2М», «Реограф» и «Бета». Внизу, на полу, — бегущая дорожка, а на потолке — велоэргометр. По правому борту, недалеко от туалета, находилась космическая «баня». Чтобы организовать банный день, космонавты должны были с «потолка» опустить на «пол» своеобразный «стакан» из полиэтиленовой пленки с молнией в середине. В этот «стакан» сверху через распылитель подавалась горячая вода, а снизу эта вода отсасывалась по принципу пылесоса. Для отдыха имелся видеомагнитофон с набором кассет. Ближе к корме на стенах крепились спальные мешки, где космонавты отдыхали. Здесь же — туалет и две небольшие шлюзовые камеры для сброса за борт «ведер» с мусором, а также ионизатор воздуха.
Снаружи станция была покрыта белой экранно-вакуумной теплоизоляцией.
1. транспортный корабль «Союз»;2. антенны системы «Игла»;3. выходной люк;4. панели солнечных батарей;5. рабочий отсек;
6. шлюзовая камера; 7. антенны системы «Игла»; 8. грузовой транспортный корабль «Прогресс»; 9. корректирующий двигатель ОДУ; |
10. блок двигателей ориентации;11. отсек научной аппаратуры;12. бегущая дорожка;13. душевая установка;14. фотоаппарат МКФ-6М;
15. центральный пост управления; 16. панели солнечных батарей; 17. переходный отсек. |
Запуск станции «Салют-7» состоялся 19 апреля 1982 г. в 22:45 ДМВ.
В конструктивном отношении орбитальная станция (ОС) «Салют-7» представляла собой усовершенствованный «Салют-6». Даже их конструкторские обозначения были аналогичными: ДОС-5 — у «Салюта-6» и ДОС-5-2 — у «Салюта-7».
«Салют-7» имел те же, что на «Салюте-6», рабочий (РО) и переходный отсеки (ПхО), промежуточную камеру, отсек научной аппаратуры, агрегатный отсек (АО). Были сходны компоновка приборов и оборудования, состав и основные характеристики служебных систем.
Тем не менее в конструкцию «Салюта-7» был введен и ряд изменений:
В служебных системах станции «Салют-7» были сделаны следующие усовершенствования:
Кроме того, на «Салюте-7» была введена в штатную эксплуатацию система высокоточной автономной навигации «Дельта», прошедшая экспериментальную проверку на «Салюте-6». Установили и систему обнаружения и сигнализации пожарной ситуации «Сигнал-В».
Комплекс научного оборудования станции «Салют-7» пополнился такими приборами, как рентгеновский телескоп РТ-4М для наблюдения за астрономическими объектами, электропечи «Кристалл» — «Магма-Ф» и «Корунд», для получения особо чистых кристаллических материалов, французская фотоаппаратура «Пирамиг» и РСN для изучения земной атмосферы и межпланетного пространства в видимом и инфракрасном диапазонах спектра, дешифратор снимков «Дуга» для РСN, многоканальный синтезирующий проектор (МСП), повышающий скорость дешифрирования при получении цветных изображений с многозонального фотоаппарата МКФ-6М, биотехнологическая установка «Таврия» для получения биологически чистых веществ с помощью электрофореза, а также медицинская аппаратура функциональной диагностики «Аэлита».
Все эти мероприятия по совершенствованию конструкции станции и ее дооснащению новым научным оборудованием повысили ее надежность, расширили возможность автоматизации управления, обеспечили комфортные условия для экипажа, позволили расширить программу научных экспериментов.
Подготовка орбитальной станции на космодроме Байконур проходила в несколько этапов. Для обеспечения требований по ресурсу пришлось провести замену более ста приборов.
1. транспортный корабль снабжения ТКС;2. панели дополнительных солнечных батарей;3. панели основных солнечных батарей;4. большой диаметр рабочего отсека;5. промежуточная камера; | 6. пассивный стыковочный агрегат ССВП;7. отсек научной аппаратуры;8. малый диаметр рабочего отсека;9. переходный отсек;10. пассивный стыковочный агрегат ССВП |
1. модуль «Квант-2»;2. доставляемая СБ;3. ВДУ;4. ферма «Софора»;5. ферма «Рапана»;
6. транспортный корабль «Союз ТМ»; 7. многоразовая СБ; 8. модуль «Квант»; |
9. Базовый блок;10. грузовая стрела;11. модуль «Природа»;12. модуль «Спектр»;13. грузовой транспортный корабль «Прогресс М»;
14. модуль «Кристалл»; 15. многоразовая СБ, оставленная на модуле «Кристалл»; 16. стыковочный отсек |
В функции ФГБ «Заря» входило:
Модуль «Заря» был создан на базе ФГБ Транспортного корабля снабжения (ТКС). Конструктивно-компоновочная схема модуля была выбрана на основе опыта создания ТКС и модулей станции «Мир».
«Заря» имеет длину 12.99 м, максимальный диаметр — 4.10 м, объем герметичного корпуса — 71.5 м3 (самый большой модуль станции «Мир» — «Природа» — имел объем только 65 м3). Стартовая масса «Зари» на орбите после отделения от РН — 20040 кг. Масса топлива в баках модуля — 3800 кг. Длительность функционирования «Зари» на орбите составит не менее 15 лет. Для выведения модуля на орбиту использовалась РН «Протон-К».
Модуль «Заря» состоит из приборно-герметичного отсека (ПГО) и герметичного адаптера (ГА), разделенных днищем с люком диаметром 800 мм.
Герметичный объем ПГО составляет 64.5 м3. Объем для хранения грузов в ПГО — 6.7 м3. ПГО функционально разделен на три отсека: ПГО-2 — это коническая секция ФГБ, ПГО-3 — примыкающая к ГА цилиндрическая секция, ПГО-1 — цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3. Поверхность гермокорпуса закрыта панелями микрометеоритной защиты, а поверх нее — экранно-вакуумной теплоизоляцией. К гермокорпусу ПГО приварены змеевики системы обеспечения температурного режима (СОТР).
По оси ПГО со стороны конического днища установлен активный гибридный стыковочный агрегат системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП-М). Первым после гибридного стыковочного узла «Зари» идет ПГО-2, состоящий из конического днища и конической обечайки, соединенных шпангоутом диаметром 4.1 м. Здесь размещаются в основном приборы и агрегаты системы станционного борта. На полу конического днища ПГО сразу за переходным люком расположен пост управления модулем, аппаратура системы управления бортовым комплексом и аппаратура телеоператорного режима стыковки модуля — ТОРУ. Дальше под панелями пола и стен в районе конической обечайки расположены зоны хранения оборудования.
За ПГО-2 идет цилиндрический ПГО-1. Здесь размещаются главным образом приборы и агрегаты систем служебного борта. Под полом ПГО-1 размещены шесть буферных никель-кадмиевых батарей, которые остаются на весь срок работы модуля в составе МКС. Обе стены ПГО-1 образованы съемными панелями. За ними установлены служебные системы.
Вслед за ПГО-1 идет ПГО-3, образованный цилиндрической обечайкой того же диаметра, что и ПГО-1 (2.9 м), и заканчивающийся сферическим днищем. Под панелями потолка и стен ПГО-3 расположены зоны хранения оборудования и материалов. По бокам ПГО-3 имеются две цилиндрические ниши, в которых установлены приводы системы ориентации солнечных батарей Б16. На приводах снаружи установлены две складные ориентируемые солнечные батареи.
На внешней поверхности ПГО располагаются блоки двигательной установки модуля. Два блока двигателей коррекции и сближения (ДКС) установлены на стыке конической и цилиндрической обечаек. Два блока с двигателями причаливания и стабилизации (ДПС) и точной стабилизации (ДТС) установлены попарно на стыке конической и цилиндрической обечаек ПГО.
Снаружи ПГО стоят также 16 топливных баков; баллоны с гелием; панели радиационного теплообменника СОТР; солнечные и инфракрасные датчики системы управления движением и другие приборы, используемые для управления движением модуля; антенны командной радиолинии, телеметрического контроля, командно-измерительной системы, радиотехнической системы стыковки «Курс» и телеоператорного режима управления (ТОРУ).
Герметичный адаптер (ГА) служит для размещения оборудования, обеспечивающего механическую стыковку с элементами МКС, а также комплекта антенн для пассивной стыковки. Снаружи ГА установлен узел захвата для обеспечения стыковки с манипулятором шаттла. Объем ГА составляет 7.0 м3. Он состоит из сферической и конической секций. Большим диаметром конической секции ГА крепится к ПГО-3.
Внутри ГА размещена аппаратура служебных и станционных систем. Через люк между ГА и ПГО проходит быстроразъемный воздуховод системы вентиляции модуля.
Снаружи ГА установлены два стыковочных узла: осевой — пассивный андрогинный периферийный агрегат АПАС, нижний — пассивный агрегат ССВП. Сверху ГА планировалось установить еще один пассивный ССВП, однако после изменения проекта на его месте была приварена сферическая крышка. Также снаружи ГА стоят два блока двигателей ДПС, блок компрессоров для перекачки топлива в баки, антенны, стыковочные мишени, устройства и панели для фиксирования интерфейсных кабелей передачи электроэнергии, команд и данных, средства фиксации космонавтов, гнездо PDGF для установки канадского дистанционного манипулятора, научное оборудование.
С целью повышения надежности программы МКС в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева на собственные средства велось изготовление модуля-дублера ФГБ-2. В случае неудачного запуска «Зари» этот модуль мог быть подготовлен к выведению на орбиту и запущен в течение года.
1. Пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС.2. Антенны системы «Курс».3. Герметичный адаптер.4. Блок двигателей ДПС.5. Стыковочно-такелажный узел ERGF для захвата американским манипулятором.
6. Насос для перекачки компонентов топлива. 7. Топливные баки. 8. Антенны системы «Курс». 9. Антенны командной радиолинии «Компарус». 10. Блоки двигателей ДКС. 11. Приборно-грузовой отсек. |
12. Активный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М.13. Антенны системы «Курс».14. Пост управления модулем.15. Блок дьигателей ДПС и ДТС.16. Блоки двигателей ДКС.
17. Датчики ориентации на Землю. 18. Антенны командной радиолинии «Компарус». 19. Топливные баки. 20. Панель солнечной батареи. 21. Антенны системы «Курс». 22. Пассивный стыковочный агрегат ССВП. |