Программа космического исследования

Национальное космическое агентство проводит  подготовку специалистов для РККА Роскосмос в целях их привлечения в качестве космонавтов для осуществления полета в космос по различным программам. При этом основная подготовка будет проводиться при Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина в Звездном.

Основные пилотируемые программы:

Союз

Союз

Союз

 

— МКС

МКС

МКС

 

 

Подготовка в ЦПК

Подготовка в ЦПК

Подготовка в ЦПК

 

Подготовка в ЦПК

Подготовка в ЦПК

 

 

История развития космонавтики

 

Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35)

Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для совет­ской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный к тому времени опыт ракетно-космичес­кой и авиационной техники и по своей конструкции и характеристикам значи­тельно превосходящий все ранее со­зданные в нашей стране КК. В отечест­венной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран»: в его состав входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объе­диненных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети, включающих око­ло 15000 электрических соединителей.

При начальной массе орбитального корабля в космосе около 105 т «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 т полезного груза.

Особое качество «Бу­рана» — способность возвращать с ор­биты на Землю до 20 т при посадочной массе 82 т. Для размещения груза на ко­рабле был предусмотрен большой отсек по­лезного груза (ОПГ) диаметром 4.7 м, длиной 18.3 м и общим объемом около 350 м3.

Общая длина «Бурана» — 36.4 м, высота на стоянке — 16.5 м, диаметр ок­ружности, описываемой вокруг попе­речного контура фюзеляжа, — 5.6 м, раз­мах крыла — 24 м.

Планируемая численность экипажа (2-4 человека) может увеличиваться до 10 человек за счет космонавтов-иссле­дователей.

Максимальная длитель­ность полета до 30 суток.

Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальной теплозащитой, так как при спуске и торможении в атмосфере максималь­ная температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигала 1500-1600°С, на наветренной поверх­ности фюзеляжа — до 1300°С, на подвет­ренной — до 700°С. В зависимости от ме­ста установки использовалось покрытие двух типов: в виде плиток разной толщи­ны на основе супертонкого волокна оки­си кремния (рабочие температуры до 1250°С) и гибких элементов высокотемпературных органических волокон(рабо­чие температуры до 370°С). Для самых на­греваемых участков корпуса — кромки крыла и носового кока — использовался ма­териал на основе углерода (рабочие тем­пературы 1250-1650°С), прикрепляемый к конструкции ниобиевыми стержнями.

Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите обеспечиваются значительным запасом топлива (7.5 т), который можно увеличить до 14 т, уста­новив дополнительные топлив­ные баки.

Одной из самых сложных систем «Бу­рана» является его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем — синтине. С по­мощью ОДУ выполняются все динамиче­ские операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска ОК в атмосфере.

Буран

1.    носовой кок из углерод-углеродного композиционного материала;2.    двигатели управления в носовом блоке объединенной двигательной установки;3.    иллюминаторы передние;4.    кресло пилота;5.    кресло бортинженера;

6.    кресло командира корабля;

7.    кресло специалиста полета;

8.    пульт управления бортовым манипулятором;

9.    верхние иллюминаторы контроля стыковки;

10.  иллюминатор задний;

11.  стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в транспортном (взлетно-посадочном) положении;

12.  стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в рабочем положении;

13.  стыковочный модуль;

14.  радиатор системы терморегулирования (угол открытия 35° для первых двух створок);

15.  антенна системы стыковки;

16.  корневой узел («плечевой сустав») бортового манипулятора (по левому борту);

17.  панели радиатора системы терморегулирования (фиксированные на двух задних створках люка грузового отсека);

18.  локтевой ложемент бортового манипулятора (по правому борту);

19.  бортовой манипулятор в рабочем положении;

20.  ТРД АЛ-31 в мотогондоле (в первоначальном варианте «Бурана» и на самолете-аналоге БТС-02);

1.    верхняя остронаправленная антенна в рабочем положении;2.    двухсекционный руль направления/воздушный тормоз;3.    парашютный контейнер;4.    базовый блок ОДУ;5.    вспомогательная силовая установка;

6.    хвостовой блок ОДУ;

7.    ТРД АЛ-31Ф в мотогондоле (применялись на самолете-аналоге БТС-02);

8.    маршевый двигатель;

9.    балансировочный щиток;

10.  открытые композиционные створки ОПГ в орбитальной конфигурации;

11.  элевоны;

12.  секции передней кромки крыла из «углерод-углеродного» материала;

13.  нервюры крыла, образованные полыми титановыми стержнями;

14.  основная стойка шасси;

15.  крышка люка;

16.  входной люк;

17.  носовая стойка шасси;

18.  буфет;

19.  приборный отсек в бытовом отсеке;

20.  спальные места

 

 

Орбитальный комплекс ДОС-7К

Общие параметры долговременной орбитальной станции (ДОС): масса — 18.6 т, длина — 13.6 м, максимальный диаметр – 15 м, общий герметичный объем — 82 м3.

ДОС состояла из трех отсеков: двух герметичных — переходного (ПхО) и рабочего (РО) и негерметичного агрегатного отсека (АО).

ПхО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, переходящей в коническую проставку, соединяющую­ся с РО. Общая длина ПхО со стыковочным узлом — 3 м, герметичный объем ПхО — 8.1 м3. Внутри ПхО были установлены аппа­ратура и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телеско­пом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа.

На боковой поверхности ПхО размещался люк диаметром 80 см для выхода космонав­та в открытый космос. Снаружи отсека располагались две жестко закрепленные панели солнечных батарей, заимствованные с кораб­ля 7К-ОК, антенны системы сближения и сты­ковки «Игла», солнечные и ионные датчики си­стемы ориентации, агрегаты системы термо­регулирования, баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО. В специальной сфери­ческой нише был установлен ультрафиолето­вый телескоп «Орион» (разработчик — Бюраканская астрофизическая обсерватория).

На внешнем торце ПхО размещался пас­сивный агрегат стыковки (типа «конус») с внутренним люком-лазом для перехода эки­пажа из транспортного корабля 7К-Т в орбитальную станцию. Другим торцом ПхО жест­ко соединялся с РО. Проход из ПхО в РО осу­ществлялся через гермолюк диаметром 80 см с автоматическим и ручным приводами.

Рабочий отсек (РО) — основное помеще­ние станции, где должны были работать и жить космонавты, — конструктивно был вы­полнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра — 4.15 м, длина — 2.7 м (до стыка с АО). Торцевые по­верхности РО образованы сферическими оболочками. Общая длина РО — 7.7 м, герметичный объем — 74 м3.

В зоне малого диаметра РО у люка для пе­рехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией (для двух космонав­тов) с пультами и бортовой вычислительной машиной (БВМ). Система ориентации и уп­равления движением станции была заимствована с корабля 7К-ОК.

В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминато­ры, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, бортовая документация, магнитофон и дру­гие бытовые предметы.

В зону большого диаметра РО сбоку «вкли­нивался» негерметичный отсек научной аппа­ратуры (ОНА) в виде конуса до потолка стан­ции. В нем размещался орбитальный солнеч­ный телескоп ОСТ-1 (разработчик Крымская астрофизическая обсерватория) и другие на­учные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследователь­ской аппаратурой, в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектро­метр ИТС-К, визир с 60-кратным увеличени­ем ОД-4, фотоэмульсионная камера ФЭК-7А и другая аппаратура. Для фотографирования поверхности Земли использовались фотоап­параты АФА-41/20 и АФА-М-31. Для меди­цинских исследований применялась аппара­тура и устройства: «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Пальма-2М», «Импульс», «Вертикаль-М», «Плот­ность», «Радуга», «Кресло». Общая масса на­учного оборудования составляла 1.5 т.

В зоне большого диаметра РО также на­ходились спальные места космонавтов, тренажеры для физических тренировок («бегу­щая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасами продуктов питания, емкости с водой. В торце отсека находился туалет, или «ассенизационно-санитарное устройство» (АСУ). В боковых панелях и панелях пола и потолка РО размещались приборы и агрега­ты систем управления станцией, жизнеобес­печения, терморегулирования, электропи­тания, радиосвязи, траекторных измерений и командной радиолинии. На внешней по­верхности РО были установлены радиаторы системы терморегулирования, а также ан­тенны систем: радиосвязи «Заря», телемет­рии РТС-9, радиоконтроля орбиты «Рубин» и командной радиолинии ДРС (все эти систе­мы были заимствованы с корабля 7К-ОК).

К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек. АО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через ко­нический переходник с цилиндрической обо­лочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть АО представляла собой корпус АО ко­рабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая тормозная двигательная ус­тановка КТДУ-66 (КБ Химмаш). Эта КТДУ бы­ла создана на базе КТДУ-35 корабля 7К-ОК. В состав КТДУ-66 входили основной однока­мерный двигатель тягой 417 кгс и резервный двухкамерный двигатель тягой 411 кгс с ру­левыми соплами, а также баки с удвоенным (по сравнению с КТДУ-35) запасом топлива.

В АО на большом и малом цилиндре раз­мещались 32 двигателя ориентации (ДО) тя­гой по 10 кгс (НИИ Машиностроения, г. Ниж­няя Салда Свердловской области). ДО обра­зовывали два независимых комплекта: ос­новной и резервный. В каждом комплекте имелось по 16 ЖРД: 6 — по танга­жу, 6 — по рысканью и 4 — по крену. Топливные баки для этих двигате­лей и баллоны с газом наддува ба­ков размещались в большом диа­метре АО. На внешней поверхно­сти цилиндрической части АО ма­лого диаметра крепились две панели солнечных батарей, таких жекак на ПхО.

Система электропитания (СЭП) станции мощностью 2 кВт состояла из двух систем — СЭП-1 и СЭП-2. СЭП-1 работала непрерывно и обеспечивала электроэнергией бортовые системы станции. В нее входили обе пары солнечных бата­рей, которые подзаряжали две бу­ферные аккумуляторные батареи (АБ). СЭП-2 работала периодичес­ки и включалась вручную экипажем. От этой системы электроэнергия поступала только на научное оборудование. В нее входила одна бу­ферная АБ, для заряда которой ко­смонавты периодически подклю­чали к ней часть солнечных бата­рей. В СЭП использовались стабилизаторы напряжения на 28 В.

ДОС выводилась на околозем­ную орбиту с помощью трехсту­пенчатой РН «Протон» (УР-500К). При этом под головным обтекате­лем находился лишь ПхО; оптические приборы и иллюминаторы, располагавшиеся на РО станции, закрывались двумя отдельными обтекателями и крышками.

СЭП

1.    транспортный корабль 7К-Т;2.    антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»;3.    телескоп «Орион»;4.    установка для регенерации воздуха;5.    фотоаппарат;

6.    спальное место;

7.    двигатели системы ориентации;8.    топливные баки;9.    панель солнечных батарей;10.  отсек научной аппаратуры (ОНА);11.  центральный пост управления;

12.  баллоны системы наддува

 

 

 

 

Усовершенствованная станция ДОС

Эксплуатация первой ДОС «Салют» выяви­ла ряд ее конструктивных и технических не­достатков, которые накладывали существен­ные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому, на­чиная с ДОС-3, конструкция станции была до­работана и усовершенствована. По новому варианту проекта изготовили две стан­ции, ДОС-3 и ДОС-4 (№ 123 и № 124).

Одним из главных недостатков двух пер­вых ДОС являлось то, что солнечные батареи были жестко закреплены на корпусе. Для ориентации их на Солнце необходимо было разворачивать всю станцию с последующей ее закруткой — только так достигалось мак­симальное освещение солнечных батарей на солнечной стороне витка. Но чтобы теперь навести телескоп на небесный источник или направить на Землю фотоаппарат, нужно бы­ло разворачивать станцию в другую сторону! Это приводило к значительному расходу топлива и, как следствие, к сокращению об­щего времени работы станции на орбите. Кроме того, такой режим ограничивал про­ведение научных исследований.

На станциях ДОС-3 и ДОС-4 были уста­новлены новые солнечные батареи, созданные в филиале ЦКБМ (ныне КБ «Салют») для корабля ТКС. Три панели солнечных ба­тарей располагались на малом диаметре ра­бочего отсека (РО) орбитальной станции. Каждая из панелей могла поворачиваться вокруг своей продольной оси и автоматиче­ски отслеживать Солнце. Новые солнечные батареи имели суммарную площадь 60 м2 и вырабатывали мощность 4 кВт (у двух пер­вых ДОС соответственно 42 м2 и 2 кВт).

Кроме того, на усовершенствованных станциях ДОС-3 и ДОС-4 впервые были уста­новлены «сверхэкономичная» система ориен­тации «Каскад» и экспериментальная система навигации «Дельта», в систему терморегули­рования был введен экспериментальный кон­тур с тепловыми трубами, а также была дора­ботана двигательная установка. На этих стан­циях предполагалось отработать систему обеспечения экипажей водой по замкнутому циклу. Для этого была создана система реге­нерации воды из конденсата СРВ-К, с помо­щью которой вода, выделяемая космонавта­ми с дыханием и потом, собиралась, очища­лась и становилась пригодной для питья.

ДОС-3 и ДОС-4 несколько отличались от предшественниц составом научной аппарату­ры. В ПхО не устанавливался телескоп «Ори­он», но были введены новые приборы: спект­рометр КДС-3, рентгеновский телескоп РТ-4, рентгеновский спектрометр «филин-2», ком­плект солнечных спектрометров КСС-2, спект­рометр СИЛЯ-4, а также аппаратура «Рябина», «Спектр», ММК-1, «Эмиссия» и фотоаппарату­ра КАТЭ-500, КАТЭ-140 и БА-ЗК. Общая масса научного оборудования была около 2 т.

Усовершенствованные станции ДОС мог­ли эксплуатироваться в пилотируемом режиме экипажами из двух космонавтов в те­чение 180 суток — вдвое дольше, чем ДОС-1 и ДОС-2 с ресурсом 90 суток. Таким обра­зом, на каждую станцию можно было отпра­вить как минимум по три экспедиции дли­тельностью до двух месяцев.

ДОС

  1. транспортный корабль 7К-Т;
  2. антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»;
  3. отсек научной аппаратуры;
  4. поворачивающаяся панель солнечных батарей  

Орбитальная станция «Салют-6»

Новая долговременная орбитальная стан­ция второго поколения ДОС-5 №125 «Салют-6» (масса — 19830 кг, длина — 13.5 м, максимальный диаметр — 4.15 м) напомина­ла свою предшественницу ДОС-4 («Салют-4»), но имела и существенные конструктивные особенности. Прежде всего, она включала два стыковочных узла, люк для выхода в открытый космос двух космонавтов, объеди­ненную двигательную установку (ОДУ) с общей для всех видов двигателей системой топливных баков и с возможностью дозаправки в ходе полета.

ДОС-5 состояла из трех герметичных ци­линдрических отсеков: переходного (ПхО), рабочего (РО) и промежуточной камеры (ПрК) общим объемом около 86.5 м3, а также двух негерметичных: отсека научной аппа­ратуры и агрегатного.

Самый маленький — переходный отсек (длина около 3 м, диаметр -2 м) являлся как бы «тамбуром» между станцией и транспортным кораблем. На его переднем конце был расположен пассивный стыковоч­ный узел (СУ) с люком диаметром 60 см. На боковой поверхности отсека находился спе­циальный люк для выхода двух космонавтов в открытый космос. Здесь же хранились ска­фандры «Орлан-Д» и оборудование для ра­боты за бортом станции, а также находился пульт управления процессом шлюзования при выходе в открытый космос. Снаружи на ПхО были установлены антен­ны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла», антенны телеметрических систем, маяки и мишень для стыковки, ион­ные датчики системы ориентации и стабилизации, солнечные и микрометеоритные дат­чики, агрегаты терморегулирования, балло­ны сжатого воздуха и элементы фиксации космонавтов и оборудования, а также теле­камера для наблюдения за процессом сты­ковки. Через герметичный люк ПхО сообщался с рабочим отсеком, РО состоял из двух цилиндрических зон (малого — 2.9 м и большого — 4.15 м диамет­ра), соединенных коническим переходни­ком. Общая длина РО составляла 9.1 м.

Снаружи на малом цилиндре находились три панели складывающихся солнечных ба­тарей (СБ) размахом 16.5 м (площадью по 20 м2 и суммарной мощностью 4 кВт), автоматически отслеживающих Солнце, датчики Солнца, а также панели системы терморегу­лирования.

Внутри рабочего отсека в малом диамет­ре был расположен главный пульт управления станцией (пост № 1) с двумя креслами. Отсюда велись переговоры с Землей, про­водились телевизионные репортажи. Здесь можно было узнать о состоянии всех бортовых систем, выдать управляющие команды. В автоматическом режиме управление стан­цией осуществляла бортовая электронно-вычислительная машина «Салют-5», расположенная в этом отсеке.

Внутри рабочего отсека большого диа­метра значительное место занимал конус отсека научной аппаратуры, который как бы «вклинивался» в рабочую зону. В нем находился большой субмиллиметровый теле­скоп БСТ-1М массой 650 кг с полутораметровым зеркалом. Пульт управления им (пост № 3) располагался на поверхности конуса. Для съемок Земли в шести зонах спектра предназначался многозональный фотоап­парат МКФ-6М производства ГДР (масса 170 кг, разрешение 20 м) с постом управле­ния № 4. Для технологических эксперимен­тов использовались плавильные печи «Сплав» (доставлена на борт «Прогрессом-1») и «Кристалл». (Научная аппаратура распо­лагалась и в других местах станции — общая ее масса составляла около 1.5 т.)

В РО были установлены также системы жизнеобеспечения. Здесь находилась космическая кухня: откидной стол с подогрева­телями пищи, буфет с ежедневным рационом питания, краны с горячей и холодной во­дой. Вода на кухню поступала из системы регенерации воды из конденсата атмосфер­ной влаги. На левом борту, в шкафу, было размещено оборудование для медицинских исследований, включающее в себя много­функциональную аппаратуру «Полином-2М», «Реограф» и «Бета». Внизу, на полу, — бегу­щая дорожка, а на потолке — велоэргометр. По правому борту, недалеко от туалета, находилась космическая «баня». Чтобы орга­низовать банный день, космонавты должны были с «потолка» опустить на «пол» своеоб­разный «стакан» из полиэтиленовой пленки с молнией в середине. В этот «стакан» свер­ху через распылитель подавалась горячая вода, а снизу эта вода отсасывалась по принципу пылесоса. Для отдыха имелся видеомагнитофон с на­бором кассет. Ближе к корме на стенах кре­пились спальные мешки, где космонавты от­дыхали. Здесь же — туалет и две небольшие шлюзовые камеры для сброса за борт «ведер» с мусором, а также ионизатор воздуха.

Снаружи станция была покрыта белой экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Внутри станции

1.    транспортный корабль «Союз»;2.    антенны системы «Игла»;3.    выходной люк;4.    панели солнечных батарей;5.    рабочий отсек;

6.    шлюзовая камера;

7.    антенны системы «Игла»;

8.    грузовой транспортный корабль «Прогресс»;

9.    корректирующий двигатель ОДУ;

10.  блок двигателей ориентации;11.  отсек научной аппаратуры;12.  бегущая дорожка;13.  душевая установка;14.  фотоаппарат МКФ-6М;

15.  центральный пост управления;

16.  панели солнечных батарей;

17.  переходный отсек.

 

 

Орбитальная станция «Салют-7»

Запуск станции «Салют-7» состоялся 19 апреля 1982 г. в 22:45 ДМВ.

В конструктивном отношении орби­тальная станция (ОС) «Салют-7» представляла собой усовершенствован­ный «Салют-6». Даже их конструкторские обозначения были аналогичными: ДОС-5 — у «Салюта-6» и ДОС-5-2 — у «Салюта-7».

«Салют-7» имел те же, что на «Салюте-6», рабочий (РО) и переходный отсе­ки (ПхО), промежуточную камеру, отсек научной аппаратуры, агрегатный отсек (АО). Были сходны компоновка прибо­ров и оборудования, состав и основные характеристики служебных систем.

Тем не менее в конструкцию «Салюта-7» был введен и ряд изменений:

  • Установлен фрезерованный стыко­вочный узел на ПхО вместо сварного, что повысило надежность стыковочного уст­ройства, обеспечило возможность сты­ковки со станцией более тяжелых объек­тов (в планах были стыковки с кораблями ТКС и модулем 37КЭ), а также большего (по сравнению с работой «Салюта-6») числа грузовых и транспортных кораблей.
  • Установлены крышки и бленды на ряд иллюминаторов, с некоторых иллюминаторов сняты покрытия, что позво­лило продлить срок их службы, улучшить оптические характеристики.
  • Доработаны рабочие места космо­навтов, а также конструкция станции под установку приборов и агрегатов, в результате были улучшены эксплуатаци­онные характеристики станции, повыси­лась ее комфортабельность.
  • На наружной поверхности станции было установлено специальное крепле­ние, обеспечивающее фиксацию космо­навта при выходе в открытый космос.
  • Установлены крепления на каждой из боковых сторон всех трех панелей солнечных батарей (СБ) для их наращи­вания путем монтажа дополнительных панелей, что позволило компенсиро­вать падение мощности системы элект­ропитания при длительной работе СБ в условиях космического пространства.

В служебных системах станции «Са­лют-7» были сделаны следующие усовершенствования:

  • Регенераторы, поглотители, вен­тиляторы и пылесборники в системе обеспечения газового состава замене­ны на более совершенные;
  • В скафандрах «Орлан-Д» заменены блоки стыковки на новые, снабженные регенерационными патронами ликви­дирован блок фильтров воды, в связи с чем было увеличено время работы в скафандре с 3.5 до 5.5 час и улучшены условия работы в нем;
  • В системе водообеспечения появи­лась система «Родник». Питьевая вода, доставляемая в баках «Прогресса», пере­качивалась теперь в емкости, установлен­ные в агрегатном отсеке, что позволило освободить от лишних предметов жилые помещения и упростить операцию за­правки водой. Введен теплообменник-ох­ладитель для охлаждения и подогрева;
  • В системе обеспечения питанием доработаны контейнеры рационов пи­тания и подогреватель пищи, а также введен бортовой холодильник (емкость 50 л, температура +3°С);
  • В раскладываемой душевой каби­не установлен новый воздуховсасывающий агрегат усовершенствованной кон­струкции, введены электронагреватель воды и специальная защита для глаз, заменена оболочка с гермомолнией на более совершенную.

Кроме того, на «Салюте-7» была вве­дена в штатную эксплуатацию система высокоточной автономной навигации «Дельта», прошедшая эксперименталь­ную проверку на «Салюте-6». Установи­ли и систему обнаружения и сигнализа­ции пожарной ситуации «Сигнал-В».

Комплекс научного оборудования станции «Салют-7» пополнился такими приборами, как рентгеновский телескоп РТ-4М для наблюдения за астрономиче­скими объектами, электропечи «Крис­талл» — «Магма-Ф» и «Корунд», для полу­чения особо чистых кристаллических материалов, французская фотоаппара­тура «Пирамиг» и РСN для изучения зем­ной атмосферы и межпланетного прост­ранства в видимом и инфракрасном диа­пазонах спектра, дешифратор снимков «Дуга» для РСN, многоканальный синтезирующий проектор (МСП), повышаю­щий скорость дешифрирования при получении цветных изображений с много­зонального фотоаппарата МКФ-6М, биотехнологическая установка «Таврия» для получения биологически чистых ве­ществ с помощью электрофореза, а так­же медицинская аппаратура функцио­нальной диагностики «Аэлита».

Все эти мероприятия по совершенст­вованию конструкции станции и ее дооснащению новым научным оборудовани­ем повысили ее надежность, расширили возможность автоматизации управле­ния, обеспечили комфортные условия для экипажа, позволили расширить про­грамму научных экспериментов.

Подготовка орбитальной станции на космодроме Байконур проходила в не­сколько этапов. Для обеспечения требо­ваний по ресурсу пришлось провести замену более ста приборов.

Салют 7

1.    транспортный корабль снабжения ТКС;2.    панели дополнительных солнечных батарей;3.    панели основных солнечных батарей;4.    большой диаметр рабочего отсека;5.    промежуточная камера; 6.    пассивный стыковочный агрегат ССВП;7.    отсек научной аппаратуры;8.    малый диаметр рабочего отсека;9.    переходный отсек;10.  пассивный стыковочный агрегат ССВП

 

 

 

Орбитальный комплекс «Мир» (1996 г.)

Мир

1.    модуль «Квант-2»;2.    доставляемая СБ;3.    ВДУ;4.    ферма «Софора»;5.    ферма «Рапана»;

6.    транспортный корабль «Союз ТМ»;

7.    многоразовая СБ;

8.    модуль «Квант»;

9.    Базовый блок;10.  грузовая стрела;11.  модуль «Природа»;12.  модуль «Спектр»;13.  грузовой транспортный корабль «Прогресс М»;

14.  модуль «Кристалл»;

15.  многоразовая СБ, оставленная на модуле «Кристалл»;

16.  стыковочный отсек

 

  

Международная космическая станция

  • Функционально-грузовой блок «Заря»
  • Узловой модуль «Юнити»
  • Служебный модуль «Звезда»
  • Секция Р6
  • Лабораторный модуль «Дестини»
  • Шлюзовая камера «Quest»
  • Стыковочный отсек «Пирс»
  • Японский модуль («Кибо»)
  • Лабораторный модуль «Коламбус»
  • Модуль «Транквилити»
  • Малые исследовательские модули  

Функционально-грузовой блок «Заря»

В функции ФГБ «Заря» входило:

  • поддержание орбиты и управление ори­ентацией МКС на стадиях автономного поле­та модуля и полета связки «Заря» + Unity;
  • управление ориентацией МКС до сты­ковки со Служебным модулем (СМ);
  • «мягкая» стыковка с модулем Unity с по­мощью манипулятора шаттла;
  • активная стыковка связки «Заря» + Unity с СМ;
  • стыковка к боковому стыковочному аг­регату ССВП модуля «Заря» кораблей типа «Союз ТМА», «Прогресс М и М1;»
  • электроснабжение МКС на начальном этапе сборки, в т.ч. питание кораблей типа «Союз ТМА», «Прогресс М и М1» на боковом стыковочном агрегате модуля «Заря»;
  • прием, хранение и выдача топлива в со­ставе объединенной пневмогидравлической системы, включающей СМ и транспортные корабли «Прогресс М и  М1» , пристыкован­ные к СМ. Прием топлива из «Прогрессов М и М1» на боковом стыковочном агрегате ССВП модуля «Заря»;
  • частичное поддержание функций жизне­обеспечения;
  • хранение расходуемых материалов.

Модуль «Заря» был создан на базе ФГБ Транспортного корабля снабжения (ТКС). Конструктивно-компоновочная схема моду­ля была выбрана на основе опыта создания ТКС и модулей станции «Мир».

«Заря» имеет длину 12.99 м, максималь­ный диаметр — 4.10 м, объем герметичного корпуса — 71.5 м3 (самый большой модуль станции «Мир» — «Природа» — имел объем только 65 м3). Стартовая масса «Зари» на ор­бите после отделения от РН — 20040 кг. Мас­са топлива в баках модуля — 3800 кг. Дли­тельность функционирования «Зари» на ор­бите составит не менее 15 лет. Для выведе­ния модуля на орбиту использовалась РН «Протон-К».

Модуль «Заря» состоит из приборно-герметичного отсека (ПГО) и герметичного адаптера (ГА), разделенных днищем с люком диаметром 800 мм.

Герметичный объем ПГО составляет 64.5 м3. Объем для хранения грузов в ПГО — 6.7 м3. ПГО функционально разделен на три отсека: ПГО-2 — это коническая секция ФГБ, ПГО-3 — примыкающая к ГА цилиндрическая секция, ПГО-1 — цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3. Поверхность гермокорпуса закры­та панелями микрометеоритной защиты, а поверх нее — экранно-вакуумной теплоизо­ляцией. К гермокорпусу ПГО приварены змеевики системы обеспечения темпера­турного режима (СОТР).

По оси ПГО со стороны конического днища установлен активный гибридный стыковоч­ный агрегат системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП-М). Первым после гибрид­ного стыковочного узла «Зари» идет ПГО-2, состоящий из конического днища и коничес­кой обечайки, соединенных шпангоутом диа­метром 4.1 м. Здесь размещаются в основ­ном приборы и агрегаты системы станцион­ного борта. На полу конического днища ПГО сразу за переходным люком расположен пост управления модулем, аппаратура систе­мы управления бортовым комплексом и ап­паратура телеоператорного режима стыков­ки модуля — ТОРУ. Дальше под панелями пола и стен в районе конической обечайки распо­ложены зоны хранения оборудования.

За ПГО-2 идет цилиндрический ПГО-1. Здесь размещаются главным образом при­боры и агрегаты систем служебного борта. Под полом ПГО-1 размещены шесть буфер­ных никель-кадмиевых батарей, которые ос­таются на весь срок работы модуля в соста­ве МКС. Обе стены ПГО-1 образованы съем­ными панелями. За ними установлены слу­жебные системы.

Вслед за ПГО-1 идет ПГО-3, образован­ный цилиндрической обечайкой того же диа­метра, что и ПГО-1 (2.9 м), и заканчиваю­щийся сферическим днищем. Под панелями потолка и стен ПГО-3 расположены зоны хранения оборудования и материалов. По бокам ПГО-3 имеются две цилиндрические ниши, в которых установлены приводы сис­темы ориентации солнечных батарей Б16. На приводах снаружи установлены две склад­ные ориентируемые солнечные батареи.

На внешней поверхности ПГО располага­ются блоки двигательной установки модуля. Два блока двигателей коррекции и сближе­ния (ДКС) установлены на стыке конической и цилиндрической обечаек. Два блока с дви­гателями   причаливания   и  стабилизации (ДПС) и точной стабилизации (ДТС) установ­лены попарно на стыке конической и цилин­дрической обечаек ПГО.

Снаружи ПГО стоят также 16 топливных баков; баллоны с гелием; панели радиацион­ного теплообменника СОТР; солнечные и ин­фракрасные датчики системы управления движением и другие приборы, используе­мые для управления движением модуля; ан­тенны командной радиолинии, телеметриче­ского контроля, командно-измерительной системы, радиотехнической системы сты­ковки «Курс» и телеоператорного режима уп­равления (ТОРУ).

Герметичный адаптер (ГА) служит для раз­мещения оборудования, обеспечивающего механическую стыковку с элементами МКС, а также комплекта антенн для пассивной стыковки. Снаружи ГА установлен узел за­хвата для обеспечения стыковки с манипуля­тором шаттла. Объем ГА составляет 7.0 м3. Он состоит из сферической и конической секций. Большим диаметром конической секции ГА крепится к ПГО-3.

Внутри ГА размещена аппаратура служеб­ных и станционных систем. Через люк между ГА и ПГО проходит быстроразъемный возду­ховод системы вентиляции модуля.

Снаружи ГА установлены два стыковочных узла: осевой — пассивный андрогинный пе­риферийный агрегат АПАС, нижний — пас­сивный агрегат ССВП. Сверху ГА планирова­лось установить еще один пассивный ССВП, однако после изменения проекта на его мес­те была приварена сферическая крышка. Также снаружи ГА стоят два блока двигате­лей ДПС, блок компрессоров для перекачки топлива в баки, антенны, стыковочные ми­шени, устройства и панели для фиксирова­ния интерфейсных кабелей передачи элект­роэнергии, команд и данных, средства фик­сации космонавтов, гнездо PDGF для уста­новки канадского дистанционного манипу­лятора, научное оборудование.

С целью повышения надежности програм­мы МКС в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева на собственные средства велось изготовление модуля-дублера ФГБ-2. В случае неудачного запуска «Зари» этот модуль мог быть подго­товлен к выведению на орбиту и запущен в течение года.

ГА

1.    Пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС.2.    Антенны системы «Курс».3.    Герметичный адаптер.4.    Блок двигателей ДПС.5.    Стыковочно-такелажный узел ERGF для захвата американским манипулятором.

6.    Насос для перекачки компонентов топлива.

7.    Топливные баки.

8.    Антенны системы «Курс».

9.    Антенны командной радиолинии «Компарус».

10.  Блоки двигателей ДКС.

11.  Приборно-грузовой отсек.

12.  Активный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М.13.  Антенны системы «Курс».14.  Пост управления модулем.15.  Блок дьигателей ДПС и ДТС.16.  Блоки двигателей ДКС.

17.  Датчики ориентации на Землю.

18.  Антенны командной радиолинии «Компарус».

19.  Топливные баки.

20.  Панель солнечной батареи.

21.  Антенны системы «Курс».

22.  Пассивный стыковочный агрегат ССВП.