Крылатый космос-Winged space
17 марта, 2020
НКА планирует принять самое активное участие в осуществлении внедрения системы ГЛОНАСС в различные отрасли хозяйства. В этих целях НКА проводит активную работу по поиску различных сфер внедрения системы.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Государственный заказчик — координатор
— Федеральное космическое агентство
Государственные заказчики
— Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
— Министерство транспорта Российской Федерации
— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
— Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
— Министерство обороны Российской Федерации
— Министерство внутренних дел Российской Федерации
— Федеральное космическое агентство
— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Цель и основные этапы программы
Расширение внедрения и использования отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС в интересах специальных и гражданских (в том числе коммерческих и научных) потребителей, международного использования российских технологий спутниковой навигации за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС.
I этап — 2012-2015 годы, II этап — 2016-2020 годы.
Вклад ФЦП в социально-экономическое развитие РФ
Обеспечение независимости РФ в области спутниковой навигации и поддержание конкурентоспособности системы ГЛОНАСС. Создание новых технологий, как военного, так и гражданского назначения. Увеличение рынка товаров и услуг в стране и за рубежом за счет использования технологий спутниковой навигации. Повышение эффективности деятельности предприятий, работающих в сфере транспортировки пассажиров и грузов, геологоразведки, строительства, связи, производства и распределения энергетических ресурсов, сельскохозяйственной промышленности, лесного хозяйства и кадастровой деятельности.
Обеспечение безопасности пассажирских перевозок и транспортировки грузов.
Практические результаты реализации ФЦП за год (2012)
Предусмотрено изготовление трех космических аппаратов (КА) для использования по целевому назначению и одного для проведения летных испытаний. Изготовление средств выведения системы ГЛОНАСС: ракет-носителей (РН) «Союз-2.1б», РН «Протон-М», разгонных блоков (РБ) «Фрегат». Поддержание и эксплуатация средств наземной инфраструктуры навигационного космического комплекса системы ГЛОНАСС. Реконструкция и техническое перевооружение предприятий для нужд системы ГЛОНАСС.
Практические результаты реализации ФЦП за год (2013)
Изготовление четырех КА для использования по целевому назначению. Изготовление и транспортировка РН «Союз-2.1б», РН «Протон-М», РБ «Фрегат». Летные испытания КА «Глонасс-К». Поддержание и эксплуатация средств наземной инфраструктуры навигационного космического комплекса системы ГЛОНАСС. Реконструкция и техническое перевооружение предприятий для нужд системы ГЛОНАСС.
Итоги выполнения ФЦП «Глобальная навигационная система ГЛОНАСС» (2001-2011 гг.)
В 2011 году завершена ФЦП «Глобальная навигационная система», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 587.
К 2011 году обеспечено доведение орбитальной группировки навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС до штатного состава (с 7-ми в 2002 г. до 24 КА) и её поддержание за счёт запуска модернизированных космических аппаратов «Глонасс-М», начато создание орбитального резерва. Таким образом, создана российская космическая навигационная система, которая обеспечивает глобальную непрерывную навигацию на поверхности Земли и на высотах до 2000 км и на текущий момент времени сопоставима по основным характеристикам (точность, доступность, оперативность) с американской системой GPS.
Сформированы основы для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС в интересах национальной безопасности Российской Федерации, а также её использования в различных отраслях экономики и программах международного сотрудничества.
Доступность навигационного поля системы ГЛОНАСС в настоящее время составляет:
— на территории России — 100%;
— глобально — 100%.
Для сравнения: в 2002 году глобальная доступность навигационного поля системы ГЛОНАСС составляла 18%.
Точность системы ГЛОНАСС обеспечена на конкурентоспособном уровне — со среднеквадратическим отклонением 5,6 м, что удовлетворяет требованиям большинства потребителей. Для сравнения: в 2006 г. эта величина составляла 35-50 м.
В 2011 году начались лётные испытания навигационного космического аппарата нового поколения «Глонасс-К», который обеспечивает решение задач на качественно новом уровне.
Эффективность целевого применения системы ГЛОНАСС
Гражданское использование системы ГЛОНАСС базируется в основном на применении навигационных технологий в транспортном комплексе, обеспечивающем эффективное решение следующих основных задач:
В ходе выполнения ФЦП «ГЛОНАСС» развёрнуты средства функционального дополнения глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Это — система дифференциальной коррекции и мониторинга СДКМ, которая посредством средств доставки корректирующей информации и данных о целостности системы по наземным (на основе подвижных и стационарных средств доступа в сеть Интернет) и космическим (с помощью космического аппарата ретрансляции «Луч-5А») каналам обеспечивает 100% покрытие навигационным полем территории России. Развернуты также средства доставки данных о целостности системы, которые обеспечивают доставку навигационной информации потребителю с предельной задержкой 10 с.
В рамках создания фундаментального сегмента системы ГЛОНАСС на средствах радиоинтерферометрического комплекса «Квазар-КВО» разработана и реализована передовая технология проведения радиоинтерферометрических наблюдений в режиме реального времени (технология «е-РСДБ»), обеспечивающая высокоточное определение Всемирного времени и координат полюса в интересах космической навигационной системы ГЛОНАСС.
Разработаны базовые приёмо-вычислительные модули, на их основе созданы образцы навигационной аппаратуры потребителей (НАП), в том числе разработаны и серийно производятся 57 образцов НАП гражданского назначения и 59 образцов НАП для специальных потребителей, в основном для Минобороны России.
В интересах воздушного транспорта воздушные судна оснащяются или переоснащаются бортовым оборудованием спутниковой навигации и другими системами, принцип действия которых основан на применении глобальных навигационных спутниковых систем. Установлены средства наземного базирования функциональных дополнений системы ГЛОНАСС в аэропортах Анапа, Внуково, Грозный, Екатеринбург, Красноярск, Минеральные Воды, Надым, Новосибирск, Норильск, Ноябрьск, Ростов-на-Дону, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Сургут, Тюмень (Рощино), Хабаровск.
На железнодорожном транспорте пассажирские составы и подвижные составы также оснащаются приёмниками ГЛОНАСС/GPS.
В рамках работ по оснащению и переоснащению морских и речных судов бортовые системы глобальной навигационной спутниковой системы, соответствующие международным стандартам, устанавливаются на судах технического флота государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Создание Центра контроля и подтверждения тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС
В соответствии с постановлением Правительства от 12 сентября 2008 г. № 680, в г. Королёв Московской области создаётся Центр контроля и подтверждения тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС, ввод которого позволит обеспечить независимый контроль характеристик систем ГЛОНАСС и GPS в интересах гражданских потребителей, создание современной технической и лабораторной базы для проведения научно-исследовательских и экспериментальных работ в области спутниковой навигации, осуществление международного взаимодействия по обеспечению взаимодополняемости и совместимости глобальных навигационных спутниковых систем.
В 2011 году выполнены полный объём монолитных ж/б работ, обустройство кровли здания, фасадные работы, устройство внешних коммуникаций, запуск теплового контура; начаты работы по устройству внутренних инженерных сетей и по внутренней отделке корпуса.
Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию — 2013 год.
Продвижение российской навигационной системы ГЛОНАСС на международном и внутреннем рынках космических услуг
Специалистами Роскосмоса и ведущих предприятий отрасли в 2011 году обеспечена широкая международная научно-техническая информационная поддержка деятельности в области спутниковой навигации. Делегации специалистов Роскосмоса принимали непосредственное участие в 15 международных форумах и конференциях по тематике развития и исследования спутниковых навигационных технологий, в том числе на международных конференциях:
В целях создания условий для гражданского использования системы ГЛОНАСС наряду с поддержанием и развитием системы ГЛОНАСС с техническими характеристиками, обеспечивающими паритет с зарубежными системами, предусматривается:
Большое значение для продвижения российской навигационной системы ГЛОНАСС на международный космический рынок имеет развитие международного сотрудничества в направлении обеспечения совместимости и взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем.
Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012 — 2020 годах
Система ГЛОНАСС предназначена для предоставления на постоянной основе навигационных услуг отечественным и зарубежным потребителям. Запросы пользователей к характеристикам навигационного поля постоянно возрастают. Созданные цифровые навигационные карты со временем теряют актуальность. Необходимо обеспечивать конкурентоспособность системы ГЛОНАСС не только в условиях растущих требований потребителей, но и в условиях непрерывного совершенствования системы GPS, форсированного развертывания конкурирующих систем GALILEO и COMPAS.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 638 разработана новая программа, направленная на обеспечение поддержания, развития и создания условий для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС. ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы» (далее — Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года с общим объёмом бюджетного финансирования 326,5 млрд. рублей.
Программой предусмотрено развитие всех структурных элементов системы ГЛОНАСС.
Для поддержания системы космического сегмента системы ГЛОНАСС предусмотрены работы по изготовлению 13 КА «Глонасс-М» и 22 КА «Глонасс-К». КА «Глонасс-М» будут запускаться для замены выработавших ресурс КА в период до завершения летных испытаний КА нового поколения с улучшенными тактико-техническими характеристиками «Глонасс-К». По мере выработки ресурса КА «Глонасс-М» будет производиться их плановая замена на КА «Глонасс-К».
Предусмотрено завершение летных испытаний нового КА «Глонасс-К» с новыми навигационными сигналами, новыми функциями и улучшенными характеристиками. Планируется запуск еще 2 КА «Глонасс-К» в целях завершения летных испытаний. Улучшение точностных характеристик системы обеспечит запуск 1 КА геодезического обеспечения.
Для получения исходных данных для обновления карт, начиная с 2015 года, запланирована разработка картографической космической системы, будут разработаны и запущены 2 КА оптико-электронной съемки местности.
Потребуется поддержание наземной космической инфраструктуры системы ГЛОНАСС — наземного комплекса управления, системы высокоточного определения эфемерид и временных поправок, системы дифференциальных коррекций и мониторинга, средств фундаментального обеспечения и др.
С целью повышения точностных характеристик системы дальнейшей модернизации будет подвергнут наземный комплекс управления, расширена сеть измерительных станций у нас в стране и за рубежом (до 40 станций).
Модернизация дополняющих комплексов системы (системы высокоточного определения эфемерид и временных поправок, дифференциальных коррекций и мониторинга, прикладных потребительских центров) обеспечит повышение точности навигационных определений потребителей до дециметрового и сантиметрового уровня.
В программе предусмотрено выведение на качественно новый уровень научно-технического сопровождения разработки, изготовления и испытаний всех составных частей системы ГЛОНАСС с целью обеспечения требуемого уровня надежности и качества. Будет создана постоянная служба заказчика из высококлассных специалистов, которые на всех этапах жизненного цикла создаваемых средств смогут обеспечить квалифицированный контроль за соблюдением требований нормативных документов, полноты наземной отработки и испытаний изделий. Будет существенно расширена география научно-технического сопровождения (более 20 ведущих предприятий по всей территории Российской Федерации, от Красноярска до Калининграда) и номенклатура контролируемых разработок.